Оглавление
«Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который нужно зажечь»
Плутарх
Разрыв между школой и реальным миром на сегодняшний день настолько велик, что пора принимать глобальные меры и незамедлительно действовать.
В большинстве случаев ученик уже спустя пару лет после окончания школы забывает изученный материал, так как обучение ведется по устаревшим методикам и те знания, которые необходимы в реальном мире школьная скамья не дает в нужном объеме. Вчерашние школьники нацелены на «зубрежку» и не знают, как действовать в команде, что делать, когда ошибаешься и какое из предложенных решений будет верным.
Для того, чтобы соответствовать реалиям, школа должна измениться. Какой же должна быть школа будущего?
Внешний вид школы
Сегодня практически все строения школ выглядят тусклыми и унылыми. Здание школы будущего будет красочное и яркое, привлекать внимание учеников и вызывать желание учиться и приобретать новые знания.
С развитием инновационных технологий на задний план уйдут школьные парты и доски. У каждого ученика будет индивидуальное учебное место с интерактивной доской, а также учебники в онлайн-режиме. Цифровизация затронет многие аспекты учебного процесса, начиная от способов донесения материала и заканчивая проверкой домашнего задания.
Разграничение школьников согласно выбранной форме обучения
Образование в школе будущего можно будет получить, выбрав одну из предложенных форм обучения:
- очная (получение знаний непосредственно в стационарном классе в группе с остальными учениками);
- смешанная (предполагает самостоятельное изучение материала с дальнейшим обсуждением темы с учителем в классе);
- дистанционное обучение (онлайн обучение позволит у школьника развить чувство ответственности, самоорганизации, выработает подходящий ему режим обучения, а также предоставит возможность самостоятельно определять время для учебы).
В школе будущего также будет разграничение на онлайн и офлайн обучение в зависимости от выбранной специальности. Предположим, если ученик в дальнейшем желает стать работником медицины или сотрудником правоохранительных органов, то обязательным условием при поступлении в ВУЗ будет наличие среднего образования очной формы. Если же у школьника возникнет желание в будущем стать программистом, то для зачисления в высшее учебное заведение достаточно будет иметь аттестат онлайн обучения.
Можно много перечислять преимуществ офлайн учебы, однако на самом деле все зависит от стремления и уровня самоорганизации самого ученика
Диджитализация образования
Гаджеты активно внедряются в процесс учебы, начиная с начальной школы и заканчивая скамьей выпускника. Технологичность и цифровая трансформация образования, однозначно, делает его более доступным и эффективным, позволяет оптимизировать процесс. С помощью онлайн-платформ ученик имеет возможность закрепить ранее полученный материал или изучить его самостоятельно, а также выбрать наиболее удобное время для учебы. Онлайн-инструменты предоставляют более обширный спектр опций нежели учитель во время 45-минутного урока.
Введение новой терминологии
В новой школе будущего предполагается введение новых должностей. Учитель школы будущего будет именоваться коучем, а руководить процессом во время дистанционного образования будет сетевой менеджер.
Учитывая обновленную технологическую базу, утверждение новых должностей, а также повышенные требования к учительскому составу, размер заработной платы возрастет в разы. Для того, чтобы занимать должность коуча, специалист должен не только владеть исчерпывающими знаниями по определенной дисциплине, но и иметь навыки работы с передовыми технологиями.
Организация учебного процесса
Основной задачей школы будущего является предоставление ученикам возможности попробовать себя в различных проектах по разным дисциплинам для того, чтобы понять, чем каждому из школьников нравится заниматься и какое направление ему легче дается для изучения.
Обучение в школе будущего будет производиться с помощью интерактивных игр, 3d-моделирования, анимаций, графического дизайна, а также с использованием иных инновационных технологий.
Возможно также внесение изменений в перечень излагаемых дисциплин. Например, логичным было бы объединение биологии, химии и физики в один единый блок. На ряду с нововведениями в экономической и производственных отраслях изменяется и спрос на специфические знания и навыки, которые должны быть заложены ученикам школы будущего с детства.
Проблемные аспекты
Для того, чтобы школа будущего соответствовала нашим желанием, необходимо приложить немало усилий. Однако несмотря на кажущуюся идеальность модели, всегда будут иметь места спорные моменты.
К проблемам школы будущего можно отнести:
- предоставление обучающемуся полной свободы выбора;
- отечественное образование ориентировано на фундаментальные знания, а образование в школе будущего – на умения и креативность мышления. Как правильно найти баланс между первым и вторым способами?
- долгосрочная перспектива развития и построения школы будущего;
- доминирование онлайн обучения над очной формой преподавания (в онлайн школе дети минимизируют живое общение со сверстниками, учителями, в связи с чем и снижается уровень физической активности).
Учитывая новомодные тенденции, уровень технического прогресса и способности нынешней молодежи, только мы сами, работая в команде, своими усилиями и с помощью приобретенных знаний способны выстроить необходимую нам модель образования. И то, какой будет школа будущего, зависит только лишь от нас!